Юридический статус этого разноголосого поселения - крестьянско-фермерское хозяйство, а по изначальному предназначению, по самой идее – дом трудолюбия. Вот как эту идею объясняет настоятель храма в Поповке иерей Владимир Болгарин: - Идея у любого православного человека, а тем более у батюшки, - это идея спасения, желание наследовать царство небесное. Чтобы попасть туда, нужно бороться со своими грехами, со своими страстями, подтверждать свою любовь к Богу делами.
Идеальное состояние человека, когда он обращается к Творцу своему, занимаясь каким-то очень естественным делом, например, работой на земле, с живыми существами. Толчок к этому мы нашли в описании трудов святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. К нему часто обращались люди, страдающие от пьянства, от одиночества, от безделья, которое, как известно, мать всех пороков. Он находил людей, которые создавали так называемые дома трудолюбия, и давал для их обустройства деньги. Дома эти были разного направления, в том числе и те, которые занимались сельским хозяйством. И в более близкое к нам время есть такие примеры: отец Тихон в Сретенском монастыре, где активно занимаются сельским хозяйством. Отсюда и мерки к этому необычному хозяйству другие. Обычные журналистские вопросы, скажем, об экономической стороне дела, окупаемости, зарплате, застревают в горле – понимаешь, что не за этим пришли и, уверена, еще придут под этот необычный во всех отношениях кров люди. Исчерпывающе емко сказал об этом Василий: «Человеку нужно себя поправить». Фраза эта была произнесена в ответ на мой вопрос, по душе ли ему то, чем он занимается. А занимается он… – «страшный и ужасный Бармалей…» - понятно, отшутился. «Не так ставится вопрос, – сказал он, - нравится не нравится, это корни гордыни, а человек ищет другого, сущностного…» На гордыни стоит наш мир. Нам жужжит в уши реклама: «Ты этого достоин, ты номер один во всем мирозданье»! А гордость – чувство сатанинское, - говорит отец Владимир, почему Господь сказал – Бог гордым противится? Это чувство было присуще дьяволу, изгнанному с небес. Себя поправить…Как это верно, точно и созвучно для тех, кто осознает пагубную искривленность своих путей. Есть такой способ поправить недуг – вытяжение позвоночника, когда специальными пассами снимается зажатие нервных корешков. Должно быть, что-то похожее происходит и с душой, болезненно зажатой, скрюченной греховными страстями. Мается человек, пробует то и другое – не помогает и …вот мы встречаем его здесь. Вот Юрий – сибиряк, очки придают его правильным чертам вид интеллектуала. От чего спасается этот молодой мужчина, ища, как он сказал, общения с природой? Что он выпрямляет в себе, поменяв руль хорошей машины на вожжи водовоза? Он возит воду из родника для нужд всего хозяйства. И не только. Надежда куховарит на всех. И не только. Очень молодые женщины подходят под благословляющую руку батюшки. Они тоже убежали от соблазнов мира сего? Всего не наберется и десятка работников в этой православной «коммуне», а работы очень много - добрая сотня гусей, козье стало, птичник с перепелами числом более тысячи… А кролей сколько!… Так что все всё делают, разве что у доярок своя спицифика… И все-таки интересно, из чего исходил батюшка, вынашивая идею спасения через труд на земле? Альтруизм – это неплохо, но затраты и окупаться должны. Что относительно быстро может дать отдачу? А с другой – это должно быть то, что принесет максимальную пользу для здоровья. - В наше время, рассуждает отец Владимир, - настолько тяжелое духовное состояние людей, что оно выливается в большое количество физических заболеваний. Среди детей – поголовная аллергия. Как ей противостоять? Есть ли что лучшее козьего молока? Причем, заметьте, оно тоже разного качества в зависимости от экологической чистоты местности. А если пасут коз у дороги? Окрестности ближайшей деревни Першино производят впечатление девственной чистоты. Похоже, время запустения пошло им на пользу. Земля отдыхала от интенсивного и подчас неумелого ядохимикатного прессинга. Здесь еще не испохаблены родники, заботливо обустроенные, хранимые иконками. Сейчас даже и сохой пашут, и трактором тоже. Есть характерное отличие чистых помыслов: Господь открывает пути их воплощения. Причем, казалось бы, самые невероятные… Позвонил отцу Владимиру некто: -Я слышал, ты в сельском храме служишь, тут вот мне подарили на день рождения двух козликов, возьми их, только одного Мишкой назови – так одного моего конкурента зовут… Как говорится, смех и грех…Это и были основоположники нынешнего козьего стада. Потом козу подарила матушка Леонида. Первые перепела – полторы сотни – тоже подарок от ППК (Первая перепелиная компания). Птицы передавались с уверенностью, что те погибнут – уж слишком много тонкостей в этом деле. Удивились благодеятели этому чуду и подарили в награду еще столько же. Василий согласился показать нам птичье царство. Заходим в помещение с клетками в несколько ярусов и не можем удержать восторженного восклицания. Наш «гид» прикладывает палец к губам: «Тс-с-с…!» Оказывается, перепела очень плохо переносят чужой голос - срессоподверженные птицы. Они нервно реагируют на чужой уход, изменение температуры, в результате чего готовые к выходу яйца растворяются внутри птицы. Пока завяжутся новые – «забастовка» порой длится до 10 дней. А это потери… Причем, элитных яиц, предназначенных для воспроизводства. Василий рассказал интересный эпизод, как он «воспитывал» своих пугливых питомцев, приучая их к шумам – кругом ведь что-то строится. Полы настелил такие, чтобы они вибрировали при ходьбе, издавая что-то вроде громких шорохов. Даже псалтырь читал… Все это было потом. Как, с чего все начиналось? Нашелся человек, который выкупил старое здание зерносклада с оголенными ребрами крыши. Сам он, похоже, заниматься сельским хозяйством не намеревался, а доверил это дело отцу Владимиру, передав свою собственность в безвозмездное пользование с одним условием - 10 процентов от всех прибытков должны идти на благотворительность. Вот такая цепная реакция благотворительности… Привез нас в Дом трудолюбия Николай, молодой мужчина лет тридцати, отец двух детей. Тоже интересная история. Был он персональным шофером известного в российских кругах политика – Виктора Ивановича Черепкова, который в Государственной думе ведает участком борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти. Заработком не обижен - что еще лучше для провинциала, казалось бы? Правда, дома редко бывал. А тут отец Владимир попросил помощи – хозяйство развивается, а он все-таки священник - это основное. Человек православный из православной семьи не мог отказать, а теперь, кажется, уже так прикипел к новому делу, что тоже, как и Юрий, вынашивает мысль «поменять руль»… Вот так и живут, готовясь к третьей зимовке, практически под одной крышей творения Божии – люди, обретшие путь спасения, и доверчивые животные как средство этого спасения. Своего рода «Ноев ковчег» посреди нашего безумного мира... Простая внешне, с очень примитивным бытом, жизнь: довольно вместительная буржуйка для обогрева, удобства во дворе, простая крестьянская пища… Но лица-то лица какие! Не сведенные судорогой злобы, подсидок, вечного выяснения отношений. Даже собака, вида внушительного, не проявила природной своей сути на незнакомцев, сразу дала себя погладить. Вообще как-то голосов не слышно, разве что гуси на наше «теги-тэги» взволнованно отреагировали. Такое бывает, когда нет принуждения, а есть свобода выбора пути. Правда, свобода с ограничением – три категоричных табу: спиртное, женщины, бранные слова. Обычное дело – у каждого монастыря свой устав… На обратной дороге мысли роились, как растревоженные пчелы. Пустуют, как растерзанные стервятниками куски добычи, огромные массивы земли. Или служат не по природному предназначению. А вместе с тем, сколько бродит по земле неприкаянных душ, далеких, а может, и близких к идее спасения, но не ведающих, с чего начать… И еще: живуч стереотип, что сельское хозяйство – черная дыра, сколько ни вкладывай, все как в прорву. И что необратимо поврежден крестьянский генотип. Оттого и кормимся с чужого отравленного стола…Вот этот, далекий от внешнего блеска , «Ноев ковчег», как ветхозаветный среди библейского потопа, плывет средь бурного моря к спасению души, разбивая килем своей веры волны мифов и заблуждений. С одной стороны, спасительный маяк. С другой – пример возрождения земли с благодарной и относительно скорой отдачей. Спрос на экологически и энергетически чистые продукты этого хозяйства уже сегодня многократно превышает предложение. И все-таки не это главное. Как сказал «Бармалей», главное - в мотивации…
Антонина ИВАНОВА |