НОЕВ КОВЧЕГ Печать

Юридический   статус этого разноголосого поселения -  крестьянско-фермерское хозяйство, а по изначальному предназначению, по самой идее – дом трудолюбия. Вот как эту идею  объясняет настоятель храма в Поповке иерей Владимир Болгарин:
-    Идея  у любого  православного  человека, а тем более у батюшки, - это  идея спасения, желание наследовать  царство небесное. Чтобы  попасть туда, нужно бороться со своими грехами, со своими страстями, подтверждать  свою любовь к Богу  делами. Идеальное состояние человека, когда он обращается к Творцу своему, занимаясь каким-то очень естественным делом, например, работой на земле, с живыми существами. Толчок   к этому мы нашли в описании трудов святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. К нему часто обращались люди, страдающие от пьянства, от одиночества, от безделья, которое, как известно, мать всех пороков. Он находил людей, которые    создавали  так называемые дома  трудолюбия,  и  давал для их  обустройства деньги.  Дома эти были разного направления, в том числе и те, которые занимались  сельским хозяйством. И в более близкое к нам   время  есть такие примеры: отец Тихон в Сретенском монастыре, где активно занимаются  сельским хозяйством.
Отсюда и мерки к этому необычному хозяйству другие. Обычные журналистские вопросы, скажем, об экономической  стороне дела, окупаемости, зарплате, застревают в горле – понимаешь,  что не за этим пришли и, уверена, еще придут  под этот необычный во всех отношениях кров люди. Исчерпывающе емко сказал об этом Василий: «Человеку нужно  себя поправить».  Фраза эта была произнесена в ответ на мой вопрос, по душе ли ему  то, чем он занимается. А занимается он… – «страшный и ужасный Бармалей…» -  понятно, отшутился. «Не так ставится вопрос, – сказал он, - нравится не нравится,  это корни гордыни,  а человек ищет другого, сущностного…»  На гордыни стоит наш мир.
Нам жужжит в уши реклама: «Ты этого достоин, ты номер один во всем мирозданье»!  А гордость – чувство сатанинское, - говорит отец Владимир, почему Господь сказал – Бог гордым противится? Это чувство было присуще  дьяволу, изгнанному с небес.
Себя  поправить…Как это верно,   точно и созвучно для тех,  кто осознает  пагубную искривленность своих путей. Есть такой  способ поправить недуг – вытяжение  позвоночника, когда специальными пассами снимается зажатие нервных корешков. Должно быть,  что-то  похожее происходит и с душой,  болезненно зажатой, скрюченной   греховными страстями. Мается  человек, пробует то и другое – не помогает и …вот мы встречаем его здесь.  Вот Юрий – сибиряк, очки придают его правильным чертам  вид интеллектуала. От чего спасается этот молодой мужчина, ища, как он сказал,   общения с природой?  Что он  выпрямляет в себе, поменяв руль хорошей машины  на вожжи водовоза?  Он   возит воду из родника для нужд всего хозяйства. И не только. Надежда куховарит на всех. И не только. Очень молодые женщины подходят  под  благословляющую  руку  батюшки. Они тоже убежали от соблазнов  мира сего?  Всего  не наберется и десятка работников в этой православной «коммуне», а работы очень много - добрая сотня гусей, козье  стало,  птичник с перепелами числом  более тысячи… А кролей  сколько!…  Так что все всё делают, разве  что  у доярок своя спицифика…
И все-таки интересно, из  чего исходил батюшка, вынашивая  идею спасения через труд на земле? Альтруизм – это неплохо, но затраты и окупаться должны. Что относительно быстро может дать отдачу?  А с другой – это должно быть то, что принесет   максимальную   пользу для здоровья.
- В наше время, рассуждает отец Владимир, -  настолько тяжелое духовное состояние людей,  что оно выливается в большое  количество   физических  заболеваний. Среди детей – поголовная аллергия. Как ей  противостоять? Есть ли  что лучшее козьего молока? Причем,  заметьте, оно тоже разного качества  в зависимости от экологической  чистоты местности. А если пасут  коз у дороги?
Окрестности  ближайшей деревни Першино производят  впечатление девственной  чистоты. Похоже, время запустения  пошло им на пользу. Земля отдыхала от интенсивного и подчас неумелого ядохимикатного прессинга.   Здесь   еще не испохаблены  родники, заботливо  обустроенные, хранимые  иконками.  Сейчас  даже и сохой пашут, и трактором тоже.
Есть характерное отличие  чистых помыслов: Господь открывает пути их воплощения. Причем, казалось бы, самые невероятные… Позвонил  отцу Владимиру некто:
-Я слышал, ты в сельском храме служишь, тут вот мне  подарили на день рождения двух козликов, возьми  их, только одного Мишкой назови – так одного моего конкурента зовут…
Как говорится, смех и грех…Это и были основоположники нынешнего  козьего стада. Потом козу подарила матушка Леонида. Первые перепела – полторы сотни – тоже подарок от ППК (Первая  перепелиная  компания). Птицы передавались  с уверенностью,  что   те погибнут – уж  слишком  много тонкостей в этом деле.      Удивились благодеятели этому чуду и подарили в награду еще столько же. Василий  согласился показать нам  птичье  царство. Заходим  в  помещение с  клетками в несколько  ярусов и не можем удержать  восторженного восклицания. Наш «гид» прикладывает  палец к губам: «Тс-с-с…!» Оказывается, перепела очень  плохо переносят чужой голос -  срессоподверженные птицы.  Они нервно реагируют на  чужой уход, изменение  температуры, в результате  чего готовые к выходу  яйца растворяются  внутри птицы. Пока завяжутся новые – «забастовка» порой длится до 10 дней. А это потери… Причем,  элитных яиц, предназначенных для воспроизводства.  Василий рассказал интересный эпизод, как он «воспитывал» своих пугливых питомцев, приучая  их к шумам – кругом  ведь что-то строится. Полы  настелил такие,  чтобы они вибрировали при ходьбе, издавая что-то  вроде  громких шорохов. Даже  псалтырь читал…
Все это было потом. Как, с чего все начиналось? Нашелся  человек,  который выкупил  старое здание зерносклада с оголенными ребрами крыши. Сам он, похоже, заниматься сельским хозяйством не намеревался, а доверил это дело отцу Владимиру, передав свою  собственность в безвозмездное пользование с одним условием - 10 процентов от всех прибытков должны идти на благотворительность.  Вот такая цепная  реакция благотворительности…
Привез нас  в Дом трудолюбия Николай, молодой мужчина лет тридцати, отец двух детей. Тоже интересная история. Был он  персональным  шофером известного в российских кругах политика – Виктора Ивановича Черепкова, который  в Государственной думе  ведает  участком  борьбы с коррупцией в высших эшелонах  власти. Заработком не обижен - что еще лучше для провинциала, казалось бы? Правда, дома  редко бывал. А тут отец Владимир попросил  помощи – хозяйство  развивается, а он все-таки священник - это основное. Человек православный из православной  семьи не мог отказать, а теперь, кажется,  уже так  прикипел к новому делу,  что тоже, как и Юрий, вынашивает мысль  «поменять руль»…
Вот так и живут, готовясь к третьей зимовке,  практически под одной крышей  творения Божии – люди,  обретшие путь спасения, и доверчивые  животные  как средство этого спасения. Своего рода «Ноев ковчег»  посреди нашего безумного мира... Простая внешне, с очень примитивным бытом, жизнь:  довольно  вместительная буржуйка для обогрева, удобства во дворе, простая крестьянская  пища… Но лица-то лица какие! Не сведенные судорогой злобы, подсидок, вечного выяснения отношений. Даже собака,  вида внушительного, не проявила природной своей сути на незнакомцев, сразу  дала  себя погладить.   Вообще как-то  голосов не  слышно, разве что  гуси на наше «теги-тэги» взволнованно отреагировали. Такое бывает, когда нет принуждения, а есть  свобода  выбора пути. Правда,  свобода с ограничением – три категоричных табу: спиртное, женщины, бранные слова.  Обычное дело – у каждого монастыря  свой  устав…
На обратной дороге  мысли роились, как растревоженные пчелы. Пустуют,  как  растерзанные стервятниками куски добычи,  огромные массивы земли. Или служат  не по природному предназначению. А  вместе с тем,  сколько  бродит по земле неприкаянных душ, далеких, а может, и  близких к идее спасения, но не ведающих,  с чего начать… И еще:  живуч  стереотип,  что  сельское хозяйство – черная дыра, сколько ни вкладывай, все как в прорву. И  что необратимо поврежден  крестьянский  генотип. Оттого и    кормимся с чужого отравленного стола…Вот этот,  далекий от внешнего блеска ,  «Ноев ковчег», как ветхозаветный  среди библейского потопа,    плывет средь бурного  моря  к спасению души, разбивая килем  своей веры  волны мифов и заблуждений. С одной  стороны, спасительный маяк. С другой – пример возрождения земли  с  благодарной   и относительно скорой отдачей. Спрос на  экологически  и энергетически  чистые  продукты этого хозяйства  уже  сегодня многократно превышает предложение. И все-таки  не это главное. Как сказал «Бармалей», главное - в мотивации…

Антонина  ИВАНОВА