ХЛЕБ НЕБЕСНЫЙ, ХЛЕБ ЖИЗНИ Печать

13 ноября по церковному календарю – память преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских. Этот день считается «профессиональным» праздником всех занятых важным церковным ремеслом – выпечкой просфор. Если спросить любого встречного,  что, по его мнению,  составляет насущную потребность человека,    то среди прочего, несомненно, прозвучит - хлеб. В нашем повествовании речь пойдет не просто о самом потребляемом продукте питания, но о том хлебе, что дает человеку жизнь вечную.


Эту величайшую Божественную тайну открыл для всех нас Господь наш Иисус Христос словами: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст  вам Сын  Человеческий» (Ин. 6, 27). Первыми сподобились принять хлеб жизни вечной ученики Христа, святые апостолы, на Тайной Вечери, совершенной  Господом  в  преддверии  Своих  крестных  страданий:  « Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздав ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое « (Мф. 26, 26. ).Это уже не просто хлеб, но истинное Тело Христово.
С того времени установил Господь для человека, жаждущего своего спасения, таинство святого причащения Тела и Крови Христовой. В первые века христианства исходные вещества – хлеб и вино для таинства Евхаристии – приносились самими верующими. В старину на Руси просфоры пекли частные лица и продавали их на рынках. Качество выпекаемых просфор, а также нравственное состояние самих просфирниц, было предметом особого внимания Церкви. Тому подтверждением являются правила,  принятые Константинопольским собором 1301-го года и Московским собором 1551-го года. Просфирницами избирались, как правило, благочестивые вдовы, однобрачные жены или девицы безупречного, чистого жития и не ранее 50-летнего возраста. Особым требованием являлся навык постоянной молитвы к Господу.
В наши дни просфоры выпекают в храмовых пекарнях – просфорных. В этом месте не принято празднословить, шутить, громко разговаривать или смеяться. Самому процессу выпечки просфор свойственен  сосредоточенно-молитвенный настрой. Успех любого дела - в молитве, тем более такого ответственного,  как выпечка просфор. Все начинается с испрашивания Божьего благословения на всякое доброе дело и молитвенного обращения к святым преподобным отцам Спиридону и Никодиму, просфорникам Киево-Печерским.
По церковному правилу хлеб должен быть дрожжевым, из муки высшего сорта, приготовлен со всевозможною тщательностью. По внешней форме просфора – двусоставна, запечатлена священною печатью с изображением четвероконечного Креста и буквенной надписью  Иисус Христос НИКА (по-гречески – «побеждает»). Священная печать такого вида была утверждена Московским собором 1667-го года.
Как исключение, употребляются печати с изображением иконы Божией Матери или особо почитаемых святых.
Для совершения Божественной Литургии требуется 5 просфор, из них две используют для поминовения о здравии и о упокоении. Частички из этих просфор вынимаются при прочтении поданных поминальных записок.
Просфору употребляют натощак, запивая ее святою водою, при прочтении молитвы. Хранят просфоры возле икон в сухом, проветриваемом месте, чтобы не допустить заплесневания, отдельно от продуктов питания. В дни особых знаменательных торжеств – чаще всего именин – в знак сугубых молитв о человеке, вынимают отдельную просфору, которую преподносят ему при поздравлении.
В праздник Пасхи, светлого Христова Воскресения, по завершении Божественной Литургии, освящается особый хлеб – Артос, прообразующий собою самого Христа Спасителя. Артос потребляется натощак в течение года до следующей Пасхи.
Назначение освященного хлеба – дать человеку возможность приобщения Божественной благодати и для крепости сил духовных и телесных. О важности Таинства Причащения и достойного приготовления к нему писал в своем Послании к Коринфянам святой апостол Павел: «  Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11,27-30).
На все времена для своих последователей даровал Господь молитву с прошением о небесном хлебе жизни:
« Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Тем и по-настоящему бывает жив человек !


Протоиерей
Геннадий СТЕПАНОВ