СИМВОЛ ВЕРЫ. Едино Крещение. |
![]() |
![]() |
Из цикла духовных бесед протопресвитера Александра Шмемана После исповедания веры «во едину Святую, Соборную и Апостольскую церковь» в Символе веры далее следует: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Что значат эти слова? Учение Христа о любви к Богу и к ближнему, о праведности и чистоте, можно воспринимать умом. Такое восприятие есть доверие Ему, согласие с Ним как Учителем. Но всякому, кто хоть раз в жизни прочел Евангелие, невозможно не увидеть, что приятие учения Христа неотделимо в христианстве, в Евангелии от веры в Него. Ибо учение Его - не философия, не мораль, не отвлеченная истина, приятие кото рых не зависит от нашего отношения к тому, кто нам их предлагает. Учение Христа - и мы уже не раз говорили об этом - есть, прежде всего, Благая весть, возвещение, что Бог явился в мир спасти людей от греха и смерти, даровать им новую, святую жизнь. Поэтому уверовавший во Христа жаждет соединения с Ним, жаждет дара этого спасения, этой новой жизни. И крещение в христианстве с самого начала знак этого дара, или, как называет этот знак Церковь, - таинство. В таинстве крещения через видимое, т.е. через погружение в воду во имя Отца, Сына и Святого Духа, невидимо осуществляется соединение человека с Христом, а в Нем - с Богом Отцом и даром Духа Святого, даром спасения, радости, чистоты, совершенства. Апостол Павел говорит, что в крещении мы соединяемся с Христом подобием смерти и воскресения. В самом деле, погружение в воду – это знак смерти, смерти человека, полностью порабощенного материи, греху, страстям. Возведение из воды - это знак воскресения, начала новой жизни в единстве со Христом. Христос, по вере Церкви, воскрес из мертвых, и смерть, по слову апостола Павла, «Им уже не обладает» (ср.: Рим. 6:9). И вот, Свою воскресшую и бессмертную жизнь, Свою любовь, силу Своей победы Он дарует в крещении нам. И отсюда та удивительная радость, которая окружает крещение в ранней Церкви, отсюда эта вера в него как в духовное, но реальное соединение с Хри стом. Мы погреблисъ с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос вос крес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4), - пишет апостол Павел. На земле человек рождается представителем определенного народа, нации. Но христианин рождается и вступает в новый народ Божий крещением. «Вода крещения, - пишет один христианский святой, - для нас гроб и мать» (Св. Кирилл Иерусалимский). Гроб - потому что в воде этой умирает человек, ограниченный земным и материальным, «плотью и кровью»; мать - потому что в воде этой рождается новый человек, прощенный, очищенный, возрожденный, живущий уже здесь и сейчас новой, веч ной жизнью. И эта крещальная смерть и это крещальное воскресение совершаются каждый день вот уже две тысячи лет. Все время приходят люди к Христу, слышат Его голос, отдают Ему свое сердце, свою любовь, свою жизнь, и эта самоотдача Христу есть крещение. А отдав себя Христу, получают взамен Его жизнь, Его самоотдачу нам. И эта самоотдача Христа нам есть также крещение. Таков смысл слов: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». |