СИМВОЛ ВЕРЫ. Едино Крещение. Печать

Из цикла духовных бесед протопресвитера Александра Шмемана

После исповедания веры «во едину Святую, Соборную и Апостольскую церковь» в Символе веры далее следует: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Что значат эти слова?
Напомню сначала, что Евангелие от Матфея кончается заповедью Христа ученикам: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28:18-20). Именно в свете этих слов, как и в свете самого слова «крещение», мы должны постараться понять крещальное исповедание Символа веры.
Начнем с последнего. Если Евангелие завершается запове дью крестить все народы, то начинается оно с рассказа о крещении, которым крестил Иоанн Предтеча и которое принял от него в реке Иордане сам Христос. Для современников Евангелия крещение - по-гречески (βàπτισμα, т.е. символическое погружение в воду, - было по нятным обрядом. Оно предполагало, что человек осознал свою за грязненность грехом, раскаялся и жаждет очищения, прощения, возрождения. Вода - источник жизни, источник очищения - была здесь самым подходящим и, так сказать, самоочевидным символом, а погружение в воду - самым распространенным обрядом. И вот, при нимая крещение от Иоанна, Христос сообщил этому обряду новый смысл. Он связал его с Собою, сделал знаком Своей любви и Себя Са мого как прощения и соединения с Богом. Вот Агнец Божий, Кото рый берет на себя грех мира (Ин. 1:29), - говорит Иоанн Креститель, видя приближающегося к нему Иисуса. И когда воскресший Христос перед Своим вознесением на небо заповедал апостолам крестить все народы, это означало, что Он оставляет им, но также и их последова телям, общине всех, кто уверует в Него, знак, дар, силу прощения грехов и обновления жизни - того, что Сам принес людям как Сын Божий и Спаситель.

Учение Христа о любви к Богу и к ближнему, о праведности и чистоте, можно воспринимать умом. Такое восприятие есть доверие Ему, согласие с Ним как Учителем. Но всякому, кто хоть раз в жизни прочел Евангелие, невозможно не увидеть, что приятие учения Христа неотделимо в христианстве, в Евангелии от веры в Него. Ибо учение Его - не философия, не мораль, не отвлеченная истина, приятие кото рых не зависит от нашего отношения к тому, кто нам их предлагает. Учение Христа - и мы уже не раз говорили об этом - есть, прежде всего, Благая весть, возвещение, что Бог явился в мир спасти людей от греха и смерти, даровать им новую, святую жизнь. Поэтому уверовавший во Христа жаждет соединения с Ним, жаждет дара этого спасения, этой новой жизни. И крещение в христианстве с самого начала знак этого дара, или, как называет этот знак Церковь, - таинство. В таинстве крещения через видимое, т.е. через погружение в воду во имя Отца, Сына и Святого Духа, невидимо осуществляется соединение человека с Христом, а в Нем - с Богом Отцом и даром Духа Святого, даром спасения, радости, чистоты, совершенства.

Апостол Павел говорит, что в крещении мы соединяемся с Христом подобием смерти и воскресения. В самом деле, погружение в воду – это знак смерти, смерти человека, полностью порабощенного материи, греху, страстям. Возведение из воды - это знак воскресения, начала новой жизни в единстве со Христом. Христос, по вере Церкви, воскрес из мертвых, и смерть, по слову апостола Павла, «Им уже не обладает» (ср.: Рим. 6:9). И вот, Свою воскресшую и бессмертную жизнь, Свою любовь, силу Своей победы Он дарует в крещении нам. И отсюда та удивительная радость, которая окружает крещение в ранней Церкви, отсюда эта вера в него как в духовное, но реальное соединение с Хри стом. Мы погреблисъ с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос вос крес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4), - пишет апостол Павел.
Для христиан крещение с самого начала - основа Церкви, ибо Церковь, т.е. собрание верующих в Христа, - это не просто организация для распространения учения Христа или для взаимной помощи и поддержки. Это единство во Христе всех тех, кто от Христа принял дар новой жизни и прощения грехов; это единство веры, т.е. приятия Христа как Бога и Спасителя; это единство любви к Нему, и в Нем - друг к другу. Рассеянная по всему миру, среди всех народов, Церковь составляет новый народ Божий, соединенный не кровью и плотью, не земными интересами, как государство или нация, не языком и даже не общностью исторической судьбы, а верой в Христа, любовью к Нему и опытом Его присутствия.

На земле человек рождается представителем определенного народа, нации. Но христианин рождается и вступает в новый народ Божий крещением. «Вода крещения, - пишет один христианский святой, - для нас гроб и мать» (Св. Кирилл Иерусалимский). Гроб - потому что в воде этой умирает человек, ограниченный земным и материальным, «плотью и кровью»; мать - потому что в воде этой рождается новый человек, прощенный, очищенный, возрожденный, живущий уже здесь и сейчас новой, веч ной жизнью. И эта крещальная смерть и это крещальное воскресение совершаются каждый день вот уже две тысячи лет.

Все время приходят люди к Христу, слышат Его голос, отдают Ему свое сердце, свою любовь, свою жизнь, и эта самоотдача Христу есть крещение. А отдав себя Христу, получают взамен Его жизнь, Его самоотдачу нам. И эта самоотдача Христа нам есть также крещение. Таков смысл слов: «Исповедую едино крещение во оставление грехов».