Учить – значит служить |
Учитель, воин и священник – все служители на разных поприщах, но одной цели - благоденствию Родины, а значит и Богу, через духовно-нравственное воспитание. Такое тождество вывел священник Свято-Никольского храма Михаил Никитин на встрече с педагогами школы №1, завершающей цикл духовных бесед с учениками. «Эта ответственность, обязанность объединяет нас. История нас учит, если отступают в своем нравственном развитии учителя, священники и военные, то происходит в стране беда». Приход в школу или детский сад священнослужителей, хотя и стал уже традицией, все же еще воспринимается как явление неординарное. И это хорошо, потому что в привычке есть своя негативная сторона. Пытливый молодой ум предрасположен к восприятию непривычного, неординарного. В наше смутное время, когда ложные кумиры и поддельные ценности берут в плен незрелые умы и незакаленные души, так важно слово истины. Наши дети часто оказываются как бы между молотом и наковальней – между тем, чему учит школа, и тем, что они видят в реальной жизни и что обрушивается на них с телеэкрана и Интернета. Наверное, это закономерно, что «уроки Истины», как условно можно обозначить посещения вященнослужителями детских учреждений, воспринимаются неоднозначно. Кто-то искренне проявляет интерес ко всему, что касается веры, кто-то равнодушен или даже агрессивен. Дескать, опять будут звать в церковь. Как бы упреждая подобную реакцию, священник Свято-Никольского храма Михаил Никитин на встречах с учениками и педагогами школы №1 сказал: «Мы приходим не ради пропаганды, что надо в церковь идти, свечки ставить. Священник идет, чтобы засеять крупицы добра, нравственности в сердце маленького человека. У нас большая надежда на учителей, с которыми мы являемся соработниками в деле нравственного воспитания детей». Учитель может продолжить то, что начал священник». Уровень подготовленности к принятию столь необычной для многих духовной «пищи» и у учащихся, и учителей (воспитателей) не одинаков. И все-таки, когда в класс входит священник, сразу наступает тишина, а в глазах ребят читается любопытство. Возможно, кто-то впервые видит батюшку в рясе, с большим крестом на груди. Да и все, о чем он рассказывает или спрашивает, может быть, услышано впервые. Что характерно, с убыванием возраста возрастает степень интереса и искренности реакций на услышанное от священника. Возможно, они еще не отравлены развращающей ум и душу низкопробной «пищей» большинства СМИ. Впрочем, возможно старшеклассники уже умеют скрывать чувства за напускным безразличием, бравадой. В соответствии с возрастом священнослужители выбирают и средства общения. В беседах с детьми младшего возраста преобладают яркие картинки, интересные истории, показ икон. Старшеклассникам предлагаются для обдумывания более серьезные темы, актуальные в жизни молодого человека. Но и в тех, и в других случаях непременно главенствует тема веры, Бога, потому что это единственный источник нравственности. Какое же впечатление произвела на детей встреча со священниками? Предлагаем ответы школьников разных возрастных групп на следующие вопросы. - Что ты узнал из выступления священника? Какое впечатление произвела эта встреча? - Нужны ли встречи со священниками? Что ты об этом думаешь? «Я хотел бы узнать, чем отличается Православная церковь от католической?» (Матвей). Интересно, поделились ли дома дети своими впечатлениями о необычной встрече? Был ли интерес родителей к тому, что эта беседа посеяла (и посеяла ли?) в детской душе? Если ваш ребенок не рассказывал о приходе священников в школу, а вы все-таки узнали о ней, расспросите его сами, не оставайтесь равнодушными к школьной жизни вашего чада, ограничившись мимоходным вопросом: «Уроки сделал?» Спросите ребенка, что он услышал, о чем говорил священник, что он спрашивал у детей? Как сказал отец Михаил на встрече с учителями этой школы, бывает порой, что после таких «уроков» дети приводят в храм своих родителей. К сожалению, мало осталось родителей, которые духовные правила нравственности признают, отталкиваясь от божественных принципов. И.Львова |