ПРЕПОДОБНЫЙ ПАРФЕНИЙ: молитва за весь мир Печать

К 155-летию со дня кончины – 30 марта 2010 г.


Преподобный Парфений Киево-Печерский (1790–1855), в миру Пётр Иванович Краснопевцев, родился в селе Симонове Алексинского уезда Тульской губернии в семье церковного причетника.  Духовная одаренность святого проявилась с юности. С 1819 года он становится послушником Киево-Печерской Лавры.

В 1824 году там же был пострижен в монахи с именем Пафнутий, а в 1830 году посвящён в сан иеромонаха. Главным в духовном становлении святого были совершенное незлобие, кротость и непрестанная Иисусова молитва.

 


В 1838 году пострижен в великую схиму с именем Парфений. С этого времени Иисусова молитва творится в сердце святого даже во сне. В трудные или переломные моменты жизни старцу Парфению  являлись святые-покровители и Богородица, от которой отец Парфений получил объяснение великой схимы: «Схимничество есть – посвятить себя на молитву за весь мир».
Духовная жизнь святого строилась на размышлении о тайне Воплощения и на созерцании единства Иисуса Христа и Богородицы в домостроительстве спасения и в искупительных страданиях.

 

 


Преподобный Парфений сложил несколько широко известных молитв ко Христу и Богородице. Он был духовником Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова), последние шестнадцать лет жизни ежедневно служил Литургию в его домовой церкви. Своим духовным детям заповедал борьбу со страстями, непрестанную молитву ради стяжания Святого Духа, ежедневное чтение Евангелия и Псалтири. Умер 25 марта 1855 года, в день Благовещенья. Широкое народное почитание старца Парфения началось сразу после его смерти. Память празднуется 17/30 марта. Имя преподобного Парфения значится в соборе Тульских святых и небесных покровителей земли Алексинской. В 2008 году издательством "Синтагма" выпущена книга И.М. Хрулевой о жизни, трудах и подвигах преподобного Парфения Киевского под названием "Благословенная Душа", которая вызвала живой читательский отклик.

 


ИЗ ДУХОВНЫХ НАСТАВЛЕНИЙ ПРЕПОДОБНОГО СТАРЦА ПАРФЕНИЯ

* * *
Крайне опасно последовать своим мыслям и рассуждению в деле спасения. Наш ум – ограниченное око плоти, которое может только видеть и распределять дела внешние и вещественные; а пути высшие должны мы предавать Самому Богу через Отца нашего и Наставника и во всем следовать его рассуждению.

* * *
Наша человеческая воля есть  только пожелать доброго и изыскивать на то средства, а совершитель и делатель всякого доброго есть Бог, а злое – от нас.

* * *

Берегись осуждать ближнего, а чтобы не впасть в сие искушение языка, не присматривайся к чужим поступкам.

* * *

Человек всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешнею жизнию своею, ни состоянием души своей. Без Бога – ни до порога.

* * *

Нищелюбие и нестяжание великие сокровища уготовляют душе.

* * *
Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.

* * *

Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святаго Духа.

* * *

Чистоту телесную и мысленную можно стяжать только молитвою и устремлением ума к Богу; пришествие Святаго Духа попаляет и истребляет все страсти.

* * *

Хранение чистоты телесной должно сопровождаться хранением чистоты мысленной...