Главная Архив за 2011 год Номер за февраль 2011г. ДАР СЛОВА – ДАР БОЖИЙ
ДАР СЛОВА – ДАР БОЖИЙ Печать E-mail

Слово – величайшее орудие Бога. Словом Бог сотворил все: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его." (Ин. 1, 1-5) Слово стало благодатным даром Божиим для человека и главнейшим его отличием от прочих живых существ. Изначально, этим даром человек призван был прославлять величие своего Творца и самому восходить к подлинному совершенству. Обладание таким ценнейшим Божественным даром налагает на человека должную ответственность. Сам Господь Иисус Христос строго предупреждал: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься." (Мф. 12,36-37) "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит." (Мф. 18, 7) Вслед за Господом Иисусом Христом Его ученики, святые апостолы, в своих посланиях проявляют глубокую озабоченность духовно-нравственным состоянием жизни христиан и указывают на особую ответственность за сказанные слова. Святой апостол Павел в Послании к Ефесянам пишет: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;…Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение…" (Еф. 4, 29 - 5, 4) А святой апостол Иаков брат Господень приводит в своем Соборном послании пространное рассуждение о значении дара слова, языка как важнейшего органа речи тела человека и как ключевого фактора, способного влиять на духовную сферу жизни человека, и связанных с этим греховных проявлений: "Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду." (Иак. 3,2-12)
Святитель Игнатий Брянчанинов писал: "Дары Божии надо содержать в чистоте ", " Все дары Бога человеку достойны уважения. Дар слова несомненно принадлежит к величайшим дарам…При основательном взгляде на слово человеческое делается понятна и причина строгого приговора Господня, которым определено и возвещено, что человеки дадут отчет в каждом праздном слове ".
В наши дни употребление бранных матерных слов принимает массовый характер. Это гадкое явление становится нормой в языке нашего народа. Сквернословие можно услышать в семьях, и не только в общении между взрослыми, но, подчас, и в разговоре родителей с маленькими детьми.
Причиной для сквернословия уже не служит раздражение, гнев и прочие стрессовые состояния человека. Гнилое слово стало частью обыденной речи. И в этом проявляется признак особой деградации нашей языковой культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта в общении между людьми. С православной  точки зрения - торжествует грех. Практикой доказано – на того, кто постоянно матерится, нельзя положиться в серьезном деле, - привычка к сквернословию – признак духовного и нравственного разложения человека. Тот, кто легко позволяет себе нечистую, гнилую речь, без затруднений решится и на нечистые дела.
Сквернословие – зримое проявление тяжелого духового недуга - беснования.
Нашему народу выпало великое счастье – пользоваться для общения редким по красоте, глубоким по содержанию и выразительности языком. Наш язык по своему достоинству не в чем не уступает древнейшим европейским языкам. Своими корнями он проникает в глубины Божественной премудрости и черпает от нее благодатные силы, насыщаясь небесной чистотою и святостью, преисполняясь всяческим совершенством. Наш язык – язык церковный, язык молитвы. Свидетельством тому являются труды святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских. Осквернение матерными словами нашего языка есть наследие грубых языческих времен, пребывания в зависимости от дьявольской силы. Особенностью нашего языка является четкое отделение общей языковой нормы и скверных слов. В словаре живого разговорного языка Даля, сказано: "Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное". Все приведенное свойственно употреблению матерных слов. В этом начало богоотступничества, сопряженного с калечением в человеке образа Божия, духовно-нравственного самоубийства.
Самое негативное свое воздействие оказывает мат на детские души. Характер ребенка формируется от младенчества до семилетнего возраста. Мировоззрение (его принципы отношения к жизни, к окружающей среде, к обществу ) закладывается в школьном возрасте. Если весь этот период своей жизни человек формируется под влиянием сквернословия, он вырастет ущербным, с гнилью в душе и характере.
Искренне хотелось предупредить родителей: " Если вы позволяете себе разговаривать с ребенком на языке матерщины, не удивляйтесь, если ваши дети потом окажутся в среде преступников. Вы сами заложили начало их погибели!" Поводов для такого волнения предостаточно. Если посмотреть на большинство наших семей, не редко можно наблюдать следующую картину – склонившиеся над колыбелью родители и родственники с трепетом ждут от младенца первого слова. И слышат они не "мама" и "папа", а отборный мат. Удовлетворенные великовозрастной сознательности своего младенца все с пафосом идут отмечать за стол это событие.
Православное сознание утверждает, что начало порабощенности греху у человека возникает с младенчества при первом произнесенным матерным словом.
В наше время изобретательность во всяком зле, а том числе и кощунственной скверной брани, достигло своего совершенства. Грех сквернословия обрядился в привлекательные формы. Народилось такое неожиданное явление как "художественный мат". По газетным публикациям (Комсомольская правда № 211 12-19 ноября 1990 года) первопроходцем такого "рода искусств" стал некто Шура Каретный. Он занялся перекладыванием на матерный язык нашей национальной классики. На поставленный ему вопрос, а слушают ли его дети творения своего папы, он ответил   самым  категоричным  образом: "Ни в коем случае!" Газета "Православная Москва" (№ 6-8 за февраль 1999 года) обличила попытку сил зла насадить в общение криминальную феню. Законодатели этой моды пытаются доказать, что дословно "половина фени – это великорусский, древнерусский и церковнославянский языки". Употреблению мата приписывается якобы психотерапевтическое врачебное значения в борьбе с агрессией.
Вполне понятна заинтересованность определенных сил навязать нашему народу подобное мышление и отношение к мату. Творцы новых идей, что показательно, потребителями своей продукции не являются.
Нравственная и духовная деградация нашего народа неприметно, но верно убивает наше государство. Не нужно развязывать кровопролитные войны, цель порабощения государства теперь достижима мирным путем – самоубийственной безнравственностью.
Извечный русский вопрос: Кто виноват? Что делать? вполне разрешим.
1)    Не искать причин этой проблемы во вне. Начинать необходимо с самого себя. С осознания собственной ответственности за себя перед другими и других перед всеми.
2)    Использования широкого спектра воздействий для устранения этой гнилой заразы – от просвещения до административного и уголовного взыскания.
В древности матершинника прилюдно для пользы общества пороли и не стеснялись этой практики. И если эта мера воздействия в теперешнем цивилизованном обществе неприемлема, то в любом коллективе и общественном месте не сложно вывесить таблички с напоминанием " У нас не ругаются матом! " и самим сотрудникам не нарушать этой нормы.

Настоятель Свято-Успенского храма г. Алексина

протоиерей Геннадий Степанов