О таинстве покаяния Печать

Истинное покаяние принесет освящение

Нет ничего выше того, что называется покаянием и исповедью. Это таинство является приношением любви Божией человеку. Этим совершенным способом человек освобождается от зла. Мы идем, исповедуемся, ощущаем примирение с Богом, в нас входит радость, уходит чувство вины. В Православии не бывает безвыходных ситуаций. Не бывает безвыходных ситуаций потому, что есть исповедующий, у которого есть благодать прощать. Великое дело — духовник! Грех запутывает душу человека. От путаницы ничто не избавляет. Этот клубок распутывает только свет Христов. Первое движение делает Христос. Придите ко Мне все труждающиеся... (Мф. 11, 28). Потом мы, люди, принимаем этот свет своей благой волей, которую выражаем своей любовью к Нему, молитвой и участием в Таинствах.
Душа, чтобы покаяться, должна проснуться. Там, при этом пробуждении, происходит таинство покаяния. И в этом — произволение человека. Но пробуждение зависит не только от человека. Сам человек не может. Вмешивается Бог. Тогда приходит Божественная благодать. Без благодати человек покаяться не может. Любовь Божия сделает все. Бог может использовать болезнь или что-нибудь другое, бывает по-разному, чтобы привести человека к покаянию. Значит, покаяние достигается при помощи Божественной благодати…Мы не можем покаяться, если Господь не даст нам покаяния. И так во всем. То есть исполняется по Писанию: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Если нет предпосылок к тому, чтобы Христос вошел в нас, то покаяние не приходит. Такими предпосылками являются смирение, любовь, молитва, поклоны, труд ради Христа. Если нечисто чувство, если нет простоты, если душа имеет корысть, Божественная благодать не приходит. Тогда бывает, что мы приходим на исповедь, но не ощущаем облегчения.
Покаяние — очень тонкая вещь. Истинное покаяние принесет освящение. Покаяние нас освящает.
В своих прегрешениях виновен не только сам человек. Ошибки, грехи и страсти — это жизненный опыт не одного лишь исповедующегося человека. Каждый человек получил в себе жизненный опыт своих родителей, особенно матери, то есть то, как жила его мать, когда носила его во чреве, что она делала, расстраивалась ли, уставала ли ее нервная система, была ли у нее радость, скорбь или тоска. Вся ее нервная система оказала влияние на нервную систему ее эмбриона. Стало быть, когда ребенок родится и вырастет, то будет иметь в себе опыт своей матери, то есть другого человека. От родителей в душе человека образуется то состояние, которое он возьмет с собою на всю свою жизнь, оставляет в нем свои следы. И многое, происходящее в его жизни, является следствием этого состояния. Его поступки имеют непосредственную связь с состоянием его родителей. Он вырастает, получает образование, но не исправляется. Большая часть ответственности за духовное состояние человека лежит на родителях.
Не будем возвращаться к тем грехам, в которых исповедались. Воспоминание грехов причиняет зло. Попросили прощения? Все, конец. Бог все прощает в исповеди. Мы не должны возвращаться вспять и запираться в безнадежности. Будем смиренными рабами пред Богом. Будем чувствовать радость и признательность за прощение наших грехов.
Не является здоровым проявлением, когда слишком сильно кто печалится из-за своих грехов, восстает против себя плохого, доходя до отчаяния. Чувство безнадежности и разочарование — самое худшее. Это сатанинская сеть, чтобы человек потерял усердие к духовному, чтобы привести его в отчаяние, к бездействию и унынию. Тогда человек ничего не может делать, обессиливает. Он говорит: «Я грешный, ничтожный, я такой-то, я вот такой-то, я не сделал того, другого... Тогда нужно было сделать то-то, я не сделал, а теперь уже ничего не поделаешь... Годы мои уходят впустую, а я недостоин». У него возникает чувство ущербности, такое бесплодное самоуничижение, что ему все становится безразлично. Вы знаете, что это за тяжкая вещь? Это псевдосмирение.
Все это признаки отчаявшегося человека, над которым властвует сатана. Человек доходит до того, что не хочет даже причащаться, думает, что он всего недостоин. Он опускает руки, становится никчемным. Это сеть, которую расстилает сатана, чтобы человек потерял надежду на любовь Божию. Это страшно, это противно Духу Божию.
И я думаю о том, что грешу, поступаю нехорошо. Но то, что печалит меня, претворяю в молитву, не запираю внутри себя, иду к духовнику, исповедую это, и кончено! Не будем возвращаться вспять и говорить о том, чего мы не сделали. Значение имеет то, что мы будем делать теперь, с этого момента и впредь. Как говорит апостол Павел: Забывая заднее и простираясь вперед (Флп. 3, 13).
К апостолу Павлу приходил дух боязливости, чтобы пресечь его устремление ко Христу. Но он нашел в себе мужество и сказал: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). И другое: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание (Рим. 8, 35, 36). И пророк Давид: Не умру, но жив буду и повем дела Господни (Пс. 117, 17). Наслаждайтесь Писанием. Вспомните эти прекрасные слова: Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня (Притч. 8, 17).

Из книги "Житие и слова" старца Порфирия Кавсокаливита.