Со времен апостольских Церковь творит молитвы за усопших. Все это происходит исходя из одного главного для каждого христианина понятия, что "Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38), и потому в состав Единой Церкви Христовой входят не только живущие на земле христиане, но и умершие в вере и покаянии. Союз Церкви Земной с Церковью Небесной выражается в молитве живых членов Церкви за усопших. Несмотря на видимое удаление от нас, скончавшиеся продолжают находиться в тесном единении с нами. В основе этого единения лежат независимые от времени и пространства духовные начала - вера и любовь. Поэтому молитва не только за себя, но и за тех, кто нам дорог, настолько естественна и сообразна с лучшими чувствами нашей души, что вполне понятна ее потребность. Дела же благотворения и милосердия, совершенные во имя усопших, усиливают действенность молитвы за них.
Выразителем древнеотеческого учения о молитве за усопших является святитель Иоанн Златоуст. Он говорит: "Не напрасно узаконено апостолами творить, пред Страшными Тайнами, поминовение об усопших. Они знали, что великая бывает от этого польза для усопших, великое благодеяние. Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моление, не напрасна милостыня; все это установил Дух Святой, чтобы мы получили пользу друг через друга". Святитель Епифаний, учитель Церкви, говорит: "Живые и оставшиеся на земле, веруют, что отшедшие и умершие не лишены бытия, но живы пред Богом. Как Святая Церковь научает нас о путешествующих братиях молиться с верою и упованием, что совершаемые о них молитвы полезны им, так надобно разуметь и о молитвах, совершаемых об отшедших от мира сего". Панихида и домашняя молитва за усопших, милостыня и добрые дела, творимые в их воспоминание - все это полезно для усопших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Во время этой службы частицы, изъятые из просфоры за живых и усопших, погружаются священником в Чашу с Кровью Господней со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь, Кровию Своею Честною, молитвами святых Твоих." Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Было много явлений усопших и других событий, подтверждающих, как полезно такое поминовение. Многие, умершие в раскаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений за грехи, и получили упокоение по молитвам о них живых близких. 5 ноября - Димитриевская родительская суббота. Это день, когда мы можем всем миром обратиться ко Господу о дорогих и близких нам людях, о тех, кого с нами нет, потому что в этот день Святая Церковь установила поминать умерших как в церковной, так и в домашней молитве, и тем самым исполнять заповедь любви ко всякому человеку.
Священник Александр Хорошев. |