ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Печать

Цикл духовных бесед протопресвитера Александра Шмемана.

Кто в нашу бурную, деловую, деляческую эпоху помнит праздник Введения во храм Богородицы? Кто, кроме малой горстки верующих, празднует его, знает, в чем его смысл, чувствует его радость и духовную нужду в нем? Кто вообще знает о духовной силе праздника? …Когда-то, во времена еще не столь давние, но, кажется, тысячелетиями отделенные от нас, жизнь измерялась, в первую очередь, религиозными праздниками. О, конечно, не все знали в точности смысл и содержание каждого из них, не все шли в церковь. Для многих, может быть даже для большинства, праздник был так же, как и сейчас, в первую очередь возможностью выспаться, поесть, попить, отдохнуть. И все-таки, думается, каждый чувствовал, даже если и не сознавал ясно, что праздник - это прорыв в жизнь чего-то высокого и светлого, соприкосновение с миром каких-то иных реальностей, напоминание о чем-то, что забывается и заглушается буднями, суетой и усталостью повседневности. Даже сами эти слова: Введение во храм, Рождество, Богоявление, Сретение, Благовещение, Пасха, Вознесение, Преображение - своей торжественностью и инаковостью по отношению к обыденному, таинственной красотой своей о чем-то напоминали, к чему-то звали, на что-то указывали: "Забудь, забудь о грешном мире, вздохни небесной глубиной". Да, праздник был как бы вздохом человека о какой-то утраченной, но манящей красоте, о возможности иного. И не случайно все те, кто хотят насадить на земле серое материалистическое счастье, борясь с религией, борются в первую очередь с праздниками. Ибо им ненавистен сам этот вздох, для них нестерпимо это окно, приоткрывающееся вдруг в небесную глубину. Ибо, пока помнит человек об этой глубине, пока в душе его совершается хоть иногда тихий, таинственный праздник, пресной, мелкой и убогой кажется ему эта программа принудительного земного счастья, этот оптимизм ограниченности и слепоты! …Наш мир стал будничным, беспраздничным, и даже прививки казенных праздников не снимают с него этой печати, ибо сущность праздника составляет вхождение в иную реальность, в мир духовной красоты и света. Но если этой реальности нет, если праздновать по существу нечего, то никакими искусственными приемами праздника не создать.
Вдумаемся на минуту в то, что и как празднует Церковь, о чем ее праздники. Вот приближается к нам теперь праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - такой тихий, скромный и незаметный … О чем он? Тема его простая: маленькую Девочку родители приводят в храм. Ничего необычного - тогда, почти две тысячи лет назад, все в Иерусалиме так делали, то был распространенный обычай, ибо привести ребенка в храм означало ввести его жизнь в соприкосновение с Богом, задать ей конечную цель и назначение, осветить изнутри светом высших ценностей. Но вот, как повествуется в песнопениях праздника, священник берет и вводит эту Девочку туда, куда никто, кроме священников, не смел входить, - в место, называемое Святое святых, в самую таинственную, самую священную глубину храма. Имя Девочки - Мария, это будущая Мать Иисуса Христа, т.е. Та, через Кого по вере христиан Сам Бог приходит в мир к людям как Человек, чтобы разделить их жизнь, раскрыть божественное и вечное ее содержание. Что это - сказки и легенды древности, не имеющие никакого отношения к нашей жизни, или же тут поведано и раскрыто нам нечто такое, о чем иначе, в простых человеческих словах, может быть, и не скажешь, но что прямо и непосредственно относится к нам, к теперешней нашей жизни?
Вот был грандиозный и благолепный храм, гордость Иерусалима, и веками люди верили, что только в нем, за его стенами из тяжелого камня, может человек соприкоснуться с Богом. Но священник ввел маленькую Марию в самое священное его место, и мы сейчас поем: "Пречистый храм Спасов вводится в храм Господень". А потом Христос сказал: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2:19), а евангелист прибавляет: Он говорил о храме тела Своего (Ин. 2:21). Смысл всех этих событий, всех этих слов, всех этих воспоминаний прост: отныне храмом становится сам человек, отныне не камни и не алтари, а человек, его душа, ум, тело, вся его жизнь - вот священный и божественный центр Мира, вот новое Святое святых. Один храм, живой и человеческий, входит в другой, каменный, и изнутри завершает его смысл и назначение. Перемещается центр тяжести религии, больше того - перемещается центр тяжести самой жизни. В мир входит учение, которое ничто не ставит выше человека, ибо Сам Бог принимает человеческий образ, являя этим, что назначение человека - божественное. С этого момента и начинается, собственно, человеческая свобода. Не человек для общества и государства, а они для него, и нет в мире ничего над ним, сам мир для него - дар Божий, данный ему для исполнения его божественной судьбы.
… с тех пор, как вошла маленькая Мария в Святое святых, Она, Ее человечность, Ее жизнь стали храмом, а через Нее - жизнь всех людей и каждого человека. И когда празднуем мы Введение Богородицы во храм, мы празднуем и этот божественный смысл человеческой жизни, высоту и свет человеческого призвания - то, что не стереть, не выкорчевать из нашей памяти.