«Безродные» покойники Печать

В наши дни невозможно применить выражение к усопшим - «бесхозные» покойники. Это неверно. С «бесхозностью» давно покончено. Ныне каждый усопший очень даже востребован. Любая похоронная контора весьма охотно возьмет на себя заботу об организации похорон. Перечень ритуальных услуг разнообразен и способен удовлетворить любые пожелания по осуществлению погребения. Широкий выбор гробов. От простых «рублевых», до самых изысканных - технически оснащенных холодильником, средствами связи, музыкой и подсветкой. Даже последнему пропащему бомжу и то за счет государства предусмотрен дешевенький, но все же - гроб. Словом, все учтено. Дело только за готовностью родственников оплатить предлагаемые услуги. Похоронный бизнес всегда в прибыли и очень выгоден. Можно действительно порадоваться тому, что наконец-то появились цивилизованные возможности в организации достойных похорон. Хорошо, что ритуальные компании взяли на себя все необходимые многочисленные заботы по оформлению документов, копании могилы, доставки гроба и тела усопшего, услуги холодильника и прочее, вплоть до зала прощания. Все это сделано с тем намерением, чтобы дать возможность близким без излишней суеты посвятить остаток времени для прощания с усопшим. Эти минуты очень важны своей обращенностью к памяти о прожитом, любви и благодарности, тем светлым и добрым чувствам, которые связывают воедино весь родственный круг. Но все чаще именно в этот момент проявляется иное негативное явление, которое делает покойников «безродными». Возложив все заботы на ритуальные конторы, родственники напрочь забывают о своих усопших. Смерть человека автоматически выбивает его из прежних доброжелательных отношений с родственниками. Еще вчера, у постели больного все клялись в любви и сострадании, по смерти, усопший стал словно чужим. Его тело не хотят видеть в доме, оно дурно пахнет или придут сторонние люди прощаться и что-то лишнее увидят, опасаются за детей, а то вдруг испугаются или повредиться психика. Пожелают привести в храм, а сами появляются только перед отпеванием, и то стоят мучаются от длительной заупокойной службы. И в конце всего - бесхозные, безродные могилы, поросшие бурьяном, при живых родственниках. Возникает недоумение, по какой причине возникает это явление - «безродные» покойники. Как объяснить это лицемерие: при жизни – любили и ценили, по смерти – тут же впал в пренебрежение. Естественно, что в разрешении этой ситуации спрос все же с живых. В прошлом человек встречал свой смертный час в родном доме, в окружении близких, в том числе и детей. Прощаясь со всеми, человек говорил важные слова, слова завещания, наставлял, как жить и на что опираться, давал благословение и дарил святые иконы, призывал хранить мир и любовь, просил прощения за грехи и обиды, а по смерти - не забывать молиться о спасении его души. Для взрослых и особенно детей это был великий и священный момент их жизни. Великий, по своему исключительному духовному воздействию на душу и сердце. Священный, потому, что становился соприкосновением с вечностью и Богом. Страх переживался не перед явлением неотвратимости смерти, а за боязнь уклониться в беспамятство и безродство. Не забыть, не упустить, не пренебречь ничем в этот значимый час жизни. «Безродными» своих усопших мы делаем сами по своей лености, желанием ничем себя не обременять, скупостью на проявление глубоких чувств, черствостью сердца, неумением любить и благодарить. Древняя мудрость гласит, что живые судятся по своему отношению к усопшим. Явно, что в нашей действительности, суд не в нашу пользу. Оправдания беспамятству и безродству нет. Единственное, что может изменить или как-то положительно повлиять на разрешение данной проблемы это духовное обновление личности человека, пробуждение в нем совести, смягчение сердца. Поскольку это касается всех, сообща и надо утверждаться в любви, благодарности, заботе друг о друге. От этого и нескончаемая радость будет и на Небе, и на земле, и в каждом человеке.


Настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Алексина
протоиерей Геннадий Степанов.