В свое время мне пришлось преподавать основы учения об этике и эстетике. Мой энтузиазм был вызван засилием в школах экономического факультатива. В годы перестройки многие педагоги, и не только они, думали, что экономические знания сделают нас богатыми и счастливыми. Возможно, им так было проще...
Ведь экономика - это конкретика, это то, что можно пощупать, если правильно повести дело, это светлое будущее, озаренное техническим прогрессом. Я же, грешная, солидаризовалась с выдающимся русским мыслителем академиком Вернадским, который пророчески предостерегал от «ножниц» в развитии общественного сознания, когда технический прогресс опережает прогресс нравственный. Другими словами, когда телега ставится впереди лошади - это тупик. И мы оказались в этом самом тупике с той лишь разницей, что и с техническим прогрессом у нас отнюдь не густо. Итак, сегодня совершенно очевидно: нравственность - основа развития общества, ибо людоедские племена самоуничтожались, пожирая друг друга. Это понимали древние мыслители, выводя золотое правило нравственности: не делай другому того, чего не желаешь себе. Однако это не мешало Нерону поджечь Рим, многим правителям изобретать изощренные пытки, содомствовать и вообще растлеваться. Много тумана плавало вокруг понятия нравственности. Перевод с греческого слова «этика - обычай, нрав» - позволял вольно трактовать нравственность, доходя до крайностей типа: нравственно то, от чего мне хорошо. Тогда каннибалы, съевшие Кука, были очень нравственными особями... А также те, кто испражнялся в алтарях загубленных храмов... В огне горы Синай рождались божественные законы нравственности, омытые кровью первых христиан-мучеников и мучеников всех времен и народов. Христианская мораль — заповеди блаженства из Нагорной проповеди Христа. От православного корня расцвело древо отечественной культуры, вызывавшей вселенское восхищение. Вот почему мне кажется, мягко говоря, странным, предлагаемый выбор между курсом светской этики и основами православной культуры. Самое печальное, что некоторые учителя путают этику с производным от нее однокоренным этикетом, предпочитая что попроще сеять в юные головы. Но можно правильно держать вилку и быть современным Иудой... Не случайно академик Дмитрий Лихачев, олицетворение совести нации, завещал: «Выбирай достойное, а не легкое...». Смутили, если не сказать насторожили, сообщения родителей о том, что некоторые школы не приветствуют инициативу родительских собраний по теме выбора курса Основы православной культуры. Между тем протокол №1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ст. 2 «Право на образование») гласит: «... Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям». Представляется плодотворным для понимания путей развития общественного сознания, выхода из духовно-нравственного тупика высказывание мнений относительно предлагаемого школе выбора - светская этика или Основы православной культуры. Заранее благодарны за любое мнение.
Антонина Иванова |