Паломничество. Жемчуг благодати Печать

О высоте горных хребтов судят по главным, самым высоким вершинам. Но значит ли это, что горный хребет не имеет понижений и даже впадин? Не так ли и в духовной жизни? Мало кому удается, если удается вообще, прожить жизнь на высокой духовной ноте, иначе почему великие святые считали себя грешниками, и в их молитвах часто звучало слово «окаянный» применительно к себе? Но какую же радость должен испытывать православный человек, когда он восходит к высотам духа. И с высоты так отчетливо видны «Мариинские впадины» собственного духа. На Святой Горе Афон, где весной побывал в паломнической поездке протоиерей Михаил Никитин, он испытал двойственное ощущение. Он, по его признанию, как будто побывал в Царстве Божием на земле, где реальность теряется в безвременном пространстве и где грань между миром земным и миром Небесным очень тонка. И в этом «царстве» себя осознаёшь недостойным всего этого. И более того, в глубине души приходит понимание, что в повседневной жизни Его предаешь и забываешь, а здесь хочется никогда с Ним не расставаться. И сейчас уже дома, в рутине своих проблем, грехов и страстей, порой становится стыдно за всё, что делаешь не так, на фоне тех переживаний, которые сподобился испытать на Святой Горе...
Вот такое предельно искреннее признание, кажется, даже чрезмерно откроенное, но таков принцип этого священника. Его вторая паломническая поездка состоялась после Иерусалима осенью прошлого года и, несмотря на «статусную» разницу этих поездок, в ощущениях было много общего. От поклонения святым местам собирают паломники, по выражению отца Михаила, маленькие жемчужины благодати, чтобы потом поделиться ими с другими.
Подробности читайте в следующем номере «Православного Алексина».
Немного истории
В языческой древности Афонскую гору знали как Аполлониаду (по храму Аполлона), позднее на вершине горы стоял храм Зевса, который назывался Афос по-гречески (по-русски - Афон).
Церковное предание повествует, что Божия Матерь, приняв благодать Святого Духа в огненных языках, готовилась по жребию отправиться в Иверскую землю, но получила известие от Ангела, что труд апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Божия Матерь с Апостолами направлялась на остров Кипр к епископу Лазарю, попал в бурю и причалил к Афонской горе. Народ языческий принял Божию Матерь и слушал ее проповеди, затем уверовал и крестился.
Многие чудеса совершила там Божия Матерь прежде чем отплыть на Кипр. Она поставила там начальником и учителем одного из Апостольских мужей и сказала: "Cиe место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего". Потом благословив народ, присовокупила: "Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом".
С тех пор Афон вступил в эру христианской истории. Он находился под владычеством Рима, преследовавшего христиан до 313 года, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права гражданства и свободы вероисповедания. К этому времени христианство на Святой Горе было довольно развито. Появились монастыри, расцвело иночество.
Существует предание, что в 422 г. было посещение Афона дочерью Феодосия Великого царевной Плакидией, но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос от иконы Божией Матери. С того времени отцы Афона положили закон, запрещающий доступ на Святую Гору лицам женского пола, что позже закрепилось и царскими указами.