Воспоминания архимандрита Герасима Шмальца Печать

в его письмах за 1936 г. к писателю Борису Зайцеву
…Вот скоро и кончится май, а у нас все еще холодно, дожди часто. А потом и июнь настанет, полный для меня воспоминаний из прошлого. Когда Вы ездили по pеке Oке на Цыпулинском пароходе, то проезжали и село Бундарево, живописно раскинутое на берегу реки Оки, на холмистом месте, то видели и церковь каменную, стоящую над Окою, на горе. Село Бундарево в 7 верстах от Алексина. Если ехать в Каширу, то оно на правой стороне стоит, на северо-западной. Место очень живописное, все село утопает в зелени садов и разных деревьев. Церковь там очень старинная, с очень массивными стенами. Когда-то, в очень древние времена, там был монастырь мужской, и батюшка о. Иоанн Глаголев отыскал на кладбище каменную плиту, на которой было высечено имя одного игумена.
В той церкви находилась икона Божией Матери Смоленская, которую каждый год, в половине июня, приносили на две недели в Алексин. Я с детства любил очень то время, когда св. икону Божией Матери приносили в город. Уже с утра народ направлялся в Бундарево для встречи иконы. Молодые девушки и парни взбирались на березки, стоящие у дороги, наклоняли их с обеих сторон дороги и устраивали живые арки из них и унизывали цветами разными. Иные рвали цветы, траву, ветви деревьев и бросали на дорогу, по которой несли икону. Еще будучи мальчиком, я отпросился у матушки «встречать Божию Матерь», так тогда все говорили и не говорили, что идут икону встречать. Матушка отпустила, но заказала, чтобы я один не ходил, а с кем-нибудь, кого на дороге встречу.
Вышел я в поле и вижу, идет старушка с узелком, и я пошел с ней. Хотя та старушка и жила недалеко от нас, но я ее не видел, или не знал ее, так как нас не пускали шляться по городу. Вот мы идем с ней, и она мне рассказывает про старину и рассказала мне, почему икону приносят каждое лето в город. Старушка, которая была купчиха Наталья Ивановна Мошкина, рассказала мне, что в России свирепствовала страшная чума, и она не миновала и города Алексина. Народа много умерло, и много было больных. В горе-то скорее о Боге вспоминают, и вот вспомнили граждане, что в селе Бундарево находится Чудотворная икона Божией Матери Смоленская и послали в Святейший Синод телеграмму, чтобы он разрешил взять икону в город и обнести вокруг города с ней. Синод, конечно, разрешил, и икону с крестным ходом принесли в город и торжественно обнесли вокруг города, освящая по местам воду, служа молебны. Вскоре эпидемия кончилась, и благоверные граждане Алексина выпросили у церковной власти каждый год устраивать крестный ход с Чудотворной иконой Божией Матери вокруг города.
Старушка, придя в село, пригласила меня напиться чаю у своих знакомых и отдохнуть. Мы пришли в чистую и очень светлую избу и там пировали. Но на обратном пути я потерял свою добрую старушку, ибо множество было людей и из города, и из села, провожающих Царицу Небесную в гости в город. Картина дивная, умилительная. Икона большая, в полтора аршина и замечательной кисти художника. Тогда она была покрыта массивной сребро-позлащенной ризою и убрана камнями. Ее вкладывали в дорожный киот, в котором по сторонам вкладывали шесты, и 8 человек несли ее на плечах, и Лик Бoжией Матери далеко видно было над головами тысячной толпы. Я помню такой случай.
В тот день, когда должны принести святую икону в город, поливал дождик все то время. Из церквей городских выходил крестный ход за город, в открытое зеленое поле и там ожидал икону. Место то, поле, очень красивое. С одной стороны видно весь городок, а с другой лес из разных сортов деревьев. Дорога в Бундарево проходит все время лесом, и когда вы подходите к полю, то нужно пройти лощину, подняться на горку и, выйдя к вершине, пред вами откроется широкое поле и город, стоящий на горе. И вот как только показался Лик Пречистой, пред Ее взором видно было поле, крестный ход, храмы, то солнышко яркое засияло с неба и риза на Божией Матери ярко загоралась над головами тысячной толпы народа. И вот так же, как о. протоиерей Сергий Четвериков описал в своей прекрасной книге «Оптина Пустынь», как встречали Калужскую икону Божией Матери в Шамордино, да и всюду в России, и народ говорил: «Пречистая идет», то же самое и я слышал тогда, когда все увидали святую икону Божией Матери. «Матушка, Царица Небесная идет к нам, и как Она нас всех осветила своими лучами!» Незабвенная картина! Под звон всех колоколов ее несут сначала в Собор, который к этому дню весь убирается зеленью, цветами. А с правой стороны устраивали место для Божией Матери из зелени, цветов. И воистину Она стояла, как Царица украшенная, и над Нею висела корона из живых цветов. За всенощной горели все люстры, и служба была торжественная, словно в Светлую Пасху.
На другой день, рано утром святую Икону начинали носить по домам и начинали с нашей улицы, так что в наш дом ее приносили очень рано. Но матушка все раньше приготовляла, и нас рано будили. Наша горница вся была убрана белоснежными скатертями, и для Божией Матери – особое место. Дорогу мы усыпали травой, цветами, ставили березки. Матушка очень любила тот день и была веселая, счастливая и говорила: «Слава Богу, посетила нас Матушка, Царица Небесная!» В доме горели лампады, чай пили с булкою, и что-то неземное было на душе. После поздней Литургии икону обносили кругом города. Лавка, мастерская - все было закрыто.
Святая Икона гостила в каждой церкви по три дня, и я усердно посещал все храмы, все службы. Но помню и то, как грустно было, когда уносили икону в село. Правду Вам скажу: я тосковал, город мне казался мрачным, я словно терял свою мать, когда она куда-нибудь уезжала из дому…